Столкновения судов и их причины. Ричард A Кейхилл.

Автор: | 28.09.2016

 

Структурированные советы из книги опытного моряка, капитана, человека имеющего большой практический опыт разбора причин морских катастроф и столкновений. Многие адвайсы интуитивно понятны настолько, что, прочитав, можно воскликнуть: «Конечно! Я точно так же думаю!».

ОпасностьХорошая морская практика
1.       НедопониманиеБудь понятен, не путай и не пугай другого – в таком состоянии он непредсказуем
2.       Недооценка наблюдения и бдительностиДолжно быть постоянное наблюдение. Вперёдсмотрящий, который не отвлекается от наблюдения. Должное наблюдение ничем не может быть отодвинуто на второй план. Взятие пеленгов, прокладка курса.
3.       Отвлечение судоводителя от наблюдения и управления судномРабота с картами, журналами, радиообмен и т.п. не должны отвлекать от главной задачи – наблюдения и управления судном. Если для выполнения этих задач, судоводителю требуется помощь - он должен потребовать её.
4.       Неоптимальное расположение вперёдсмотрящего Вперёдсмотрящий располагается, как правило, на баке. В условиях открытого моря, тяжёлых погодных условиях более оптимальным может быть расположение рядом с судоводителем[i].
5.       Неиспользование радиотелефонной связиНе использовать УКВ, как средства информирования о намерениях и выяснения намерений другого судна, не обосновано.
6.       Непонимание при радиообменеИзбегать и учитывать ошибки из-за нечёткости формулировок, языкового барьера. Радиосвязь не заменяет действий по Правилам, подачи световых и звуковых сигналов, визуального и слухового наблюдения.
7.       Сближение в открытом мореСтолкновение в открытом море не может быть оправдано. Должны быть предприняты заблаговременные действия во избежание риска черезмерного сближения.
8.       Полагаться на «морской глаз» при определении курса и скорости другого суднаПрокладка курса и скорости расходящегося судна, в том числе радиолакационная – однозначное понимание его элементов движения и определение дистанции расхождения
9.       Чрезмерное сближение при расхождении на остром курсеУступая судну справа, не доводи до чрезмерного сближения: отверни вправо – покажи красный огонь
10.   Столкновение при близком встречном расхождении «красный к красному»Учитывать возможность ошибки отличия ситуации встречного расхождения от опасного пересечения на острах курсах, когда небольшой подворот вправо для увеличения дистанции расхождения, приведёт к сближению в лоб. [ii]
11.   Неопределённость при встречном расхождении «зелёный к зелёному»Опасность неоднозначности действий при ошибке оценки расстояния расхождения. Спасительный путь вправо отрезан.
12.   Поворот влево при расхождении7 раз подумай прежде чем повернуть влево в ситуации пересечения курсов и встречного расхождения. Большую часть вины за столкновение возложат на повернувшего влево.
13.   Черезмерное сближение с обгоняющим судном.Требование Правил о сохранении курса при обгоне действует только при сближении на дистанцию с опасностью столкновения. Обгоняемый должен тоже действовать чтобы избегать черезмерного сближения.[iii]
14.   Необходимость уступать дорогу обгоняющему справа.Избегать сближения с обгоняющим справа. После обгона он может посчитать себя привелигированном судном[iv]. Безопасно – решительный отворот влево.
15.   Принять догоняющее судно за обгоняющееНе всякое догоняющее судно – обгоняющее. Судно, догоняющее с курсовых углов не значительно позади траверза, может видеть Ваш зелёный огонь. [v]
16.   Длительное сближение при обгонеСнижение скорости обгоняемым на близкой дистанции – неоцененная мореходами возможность.
17.   Близкое расхождениеНет возможности исправить ситуацию. Основная цель – избежать черезмерного сближения. Или снизить скорость.
18.   Вынуждать уступить дорогуНе оправдан ни один маневр преднамеренно направленный на вынуждение другого судна уступить дорогу.
19.   Расхождение в узости Дистанция расхождения небольшая. Чтобы снизить опасность нужно планировать расхождение так чтобы оно не приходилось на самые опасные участки, важно правильное взаимопонимание – подача сигналов.
20.   Пересечение курсов в канале.При встречном движении судна в Вашей полосе движения в канале – действовать в соответствии с правилами расхождения. [vi]
21.   Несвоевременное снятие с якоряОжидается, что стоящие на якоре суда благоразумно снимаются с якоря не создавая помех судам на ходу. Не обманывайте ожиданий других. При маневрах вблизи стоящих на якоре имейте запас дистанции и наблюдайте за действиями других.[vii]
22.   Неправильная демонстрация якорного шара При столкновении судно стоящее на якоре с чёрным шаром, как правило, право. От такого судна ожидают соответствующего поведения. Якорь встал на грунте при подъёме - сразу спустить шар – вы уже на ходу.
23.   Поведение в районе лоцманских станций.В таких местах суда стараются подойти к лоцманскому судну. Даже от «привелегированных» судов можно ожидать замедления скорости и изменения курса.

[i] Расположение вперёдсмотрящего должно выбираться с учётом возможности им раннего обнаружения как других судов, так и мелких плавсредств, плавающих предметов – преимущество размещения на баке. В то-же время, размещение рядом с судоводителем позволяет лучше вести контроль за вперёдсмотрящим, лучше взаимопонимание, нет нужды в отвлекающей телефонной связи. Во всех случаях, необходим инструктаж вперёдсмотрящего.

[ii] Безопасно решительно отвернуть вправо приведя другое судно на свой траверз, позазав красный огонь.

[iii] ХМП: если Вас обгоняют справа – решительно отвернуть влево.

[iv] Если судно Вас обогнало справа и подвернуло влево, оно может стать судном на пересекающимся курсе которому Вы должны уступать дорогу. Вы будете в неоднозначном положении: если продолжаете считать себя обгоняемым – должны сохранять курс и скорость, если считаете, что Вы в ситуации пересечения курсов – должны уступить дорогу судну справа.

[v] Видя зелёный огонь, оно ждёт, что ему уступят дорогу, а Вы, считая, что Вас обгоняют, будете думать, что имеете преимущество в движении и должны сохранять курс и скорость. При угле сходящихся курсов менее 45о – обгон; более 45о – ситуация на пересекающихся курсах; граница 45о – возможность неоднозначной оценки разными судами.

[vi] Его вина за выход на левую сторону, но Вы обязаны действовать для избежания столкновения.

[vii]  Будте готовы, что если другое судно неожидано начнёт движение, то оно может создать помеху и даже стать превелегированным по отношению к Вам.

Добавить комментарий