7.05.09 — День 6. Чифлик-Екинчик.
Всю ночь северо-западный ветер, прорываясь в бухту через расселину в скалах дул нам в левый борт, прижимая и шаркая правым бортом о пристань. В полусне мне опять казалось, что яхта движется – швартовые оборвались и тому подобная муть. Осмотрев правый борт утром, я обнаружил, что мы потеряли ЕЩЁ ОДИН фендерс! Он отвязался от релинга из–за сильного трения о пристань. Я вспомнил, как один человек говорил, что традиционный узел для крепления фендерсов (glove hitch) недостаточно надёжен. Теперь проверили сами, в таких сложных условиях, в будущем, стану привязывать более надёжным узлом. В итоге мы остались уже без 2-х фендерсов, что, само по себе, как-то смешно звучит, но в то же время реально осложняет подход – отход.
Утро! День начался с купания! Под сочувствующие взоры немецкой пары на соседней лодке мы выбрались на палубу в купальном виде. Вода была градусов 17-19 кажется. ААА!!! Но если поплавать, вылезти из воды и снова поплавать, то вполне ничего себе. После купания опробовали душ в кокпите. Завтрак.
Сегодня необычный день. Екинчик и вообще направление к востоку от Мармариса мне незнакомо, я раньше здесь не был. То есть – это уже настоящий поход по неизведанным для меня местам “as skipper”. План такой: пройти около 15 миль до входа в залив Екинчик, далее, если всё нормально, подойти к устью реки Дальян, встать на якорь за островком в устье реки, закрепив корму к острову с помощью длинного троса – поставить яхту на растяжку. Далее, спустить нашу надувнушку и под мотором подняться вверх по реке мили полторы к развалинам древнего Каунаса. Вроде интересно должно быть, т.к. фотографии в пайлот-буке были интересные. Здесь же, в пайлот-буке, Род Хейкель упоминал о том, что возможна конфликтная ситуация с местными рыбаками, для которых перевозка туристов в Каунас – есть их бизнес. Далее, мой план включал короткий переход (около мили) в Май марину, где, судя по словам того же Хейкеля, были хорошие бытовые условия. Этот план бал задуман, в общих чертах, ещё в Кечибоку, где нам хотелось убежать от дождя, а окончательно проработан вчера.
Выходим в 11:45. Отходили тем же способом, что и в Бозбуруне вчера. С носовым шпрингом и контролем поворота кормы от пристани кормовым швартовым. Но здесь дул ветер, прижимающий нас к пристани. В итоге, после того, как я готов был дать задний ход, взяли паузу на снятие носового шпринга, пока снимали, ветер снова приблизил корму к пристани. Ждать нельзя. Назад и ушли вдоль пристани в полуметре. Вывод: надо давать задний сразу, не дожидаясь пока уберут носовой шпринг, а в движении его и убрать легче. Не хватало фендерса ближе к корме для страховки от столкновения с пристанью.
Из Чифлика вышли восточным, более узким проходом между островом Чифлик и берегом бухты. Ветра нет, ясно, тепло – воздух около 20-22 градусов. Идем под мотором. Есть желание прийти пораньше, т.к. необходимо засветло осматривать развалины Каунаса. Появился попутный ветер около 5 узлов, позже усилился до 7, поставили паруса и пошли в бакштаг со скоростью около 4,5 узлов. Двигатель не отключали, т.к. под парусом скорость падала до 2 узлов, а это нас не устраивало по времени прибытия в Екинчик.
Прошли запретную военную зону залива Карааджач и остров Яилансик с маяком. По данным карты, маяк оснащён секторными огнями. При приближении к нему с направления опасной подводной скалы, мореплаватель увидит красный свет маяка, а с иных направлений – свет белый. Мы естественно этого не видели – был день. На подходе к заливу Екинчик – нам навстречу много яхт – штук 20. Какая-то регата (тут Volvo где-то проводит) – все идут под парусами.
Подходим к островку Деликада в устье реки Дальян, за ним очень мелко. Провозились с уборкой парусов, а главное с попыткой как-то закрепить надувнушку чтобы можно было открыть носовой люк для доступа к пульту управления якорной лебёдкой и чтобы её можно было удобно спустить на воду. Задачу выполнил на троечку – достала эта надувная лодка! Всё пришлось делать на появившихся довольно приличных волнах, где мы крутились, пока всё не было готово.
Заходим за остров. Здесь мелко, опять пищит сигнал глубиномера. Снова эта же, созданная самому себе проблема с неясностью показаний прибора. Отвлекает капитально. Считаю, что за весь переход – это моя главная личная ошибка – то, что я не сверил показания глубиномера с тросовым лотом. Это постоянно вносило неопределённость и могло привести к серьёзным последствиям.
Подготовились к отдаче якоря, но вдруг…. Это нам кричат со старой пристани, машут руками. Люди, желающие нам помочь, показывают, где нам вставать, куда бросать якорь, как подходить кормой к пристани. А мы пробуем, но ничего не получается, то меня этот глубиномер вводил в заблуждение, то якорь полз, то не получалось подойти кормой к пристани. Сделав попытки три-четыре, мы всё же с помощью рекомендаций береговых помощников, отдали концы в их руки, и они притянули нашу лодку к пристани. Шоу, за которым наблюдали находящиеся здесь же команды турецких прогулочных лодок, закончилось.
Потом мне объяснили, что нас сносило течение. Конечно! Река, впадая в море, раздваивает свой поток по обеим сторонам островка Деликада. Так просто, а я это не спрогнозировал! Урок на будущее. А в приливных водах даже нельзя себе позволить расслабиться, не учитывая течения. Всё время тебя куда-то несёт!
Время около 15:00. Люди на берегу оказались доктором Акрамом из Киргизии (говорил по-русски). Капитаном большого прогулочного бота «Орка» Наилем и членами его команды. Орка привезла очередную порцию туристов к устью реки Дальян из Мармариса и ждало пока его пассажиры вернуться после осмотра руин. Всем им, похоже, было за радость смена обстановки, вызванной нашим появлением. Акрам потянул нас на Орку, устроив почётный приём, усадил за стол. Принесли вина, завязался разговор на трёх или более языках. Мы, поскольку были слегка усталые, больше слушали. А они, поскольку уже долго сидели, больше говорили, приглашали нас в гости в Мармарисе, о чём-то расспрашивали. В общем, в устье Дальяна нас встретили вполне по-русски, только без песен и вместо водки было вино. Я был искренне тронут радушием приёма. По ходу живой беседы, я понимал, что надежды посетить развалины Каунаса тают с каждой минутой. В итоге, решив, что в гостях хорошо, а нам надо продолжать вершить задуманное, начинаю прощаться. В качестве начала прощания, твёрдо излагаю наши намерения на сегодня и завтра, вежливо отклоняю предложения по изменению наших планов, допиваю второй бокал вина, чтобы «не обижать хозяев». Акрам подсказал, как правильно попрощаться по местным традициям – надо поблагодарить и обнять хозяина. Прощаемся. Обмениваемся телефонами. Нас тепло провожают. Время около 16:00. Расчёт показывает, что на нашей надувнушке мы доберёмся до развалин часа за полтора, а то и за все два; пол-часа на спуск и подготовку лодки; час на осмотр руин; в итоге обратно вернёмся не ранее 20:30, что явно поздно, т.к. уже почти стемнеет и придётся лазить по неизвестным водам в первый раз да ещё и ночью. К тому же Акрам явно не советует идти туда самим, ссылаясь на возможные неприятности с местными (о чём упомянуто в пайлот-буке), ведь мы «недоплатили» им по 100 е с человека – цена экскурсии в Каунас. Решили – меняем план, идём сразу в Май марину.
Отдаём кормовые швартовые, поднимаем якорь и, обогнув стоящую Орку, уходим. Немного под мотором, ветер около 15 узлов и попутный, поставили геную. Дошли так быстро, что даже чуть не проехали мимо. Стоп. Убираем парус, развешиваем оставшиеся 4 фендерса на оба борта (два на борт явно мало) плюс один на корме, готовим швартовые для парковки кормой. Поворачиваем и идём к Май марине. Тут замечаю, что потеряли ШВАБРУ – я использовал её для того чтобы люк под весом надувнушки не защемил провод пульта якорной лебёдки. Как её не стало? Ну да ладно, правда, смешно потерять 2 фендерса и швабру! Хрень какая-то. Нас встречает харбор-мастер на моторке. Коротко изложив условия и цены (стоянка бесплатная, вода и электричество за деньги) и получив наше согласие, он уходит к берегу. Мы за ним, развернувшись на небольшом пятачке за Т-образной пристанью, встаём на указанное место. Здесь почти все лодки с русскими экипажами. Крепим носовой муринг. Кормовые. Время около 17:00. Прошли 18 миль по логу, планировал 19,1 – почти точно. Всё. Можно пить пиво.
Май марина, да и весь залив Екинчик – очень живописное место. Высокие скалы, поросшие соснами, гладь залива, песчаный пляж в глубине бухты, стоящие яхты. Красиво. Сама марина тоже построена со вкусом, с претензией. Построенные стенки, здания, башенки имитируют средневековый порт. Антураж дополняют декоративные вещи морской тематики – якорь, канаты, даже фендерсы висят (соблазняя нас срезать парочку). Видимо всё это окупается за счёт цен местного ресторана, где ужин зашкаливает за 60 е на чел (но сам ресторан тоже «с претензией»). Посещение душа с ограниченно горячей водой (не для всех почему-то и не сколько хочешь) и прикольными тапками (деревянными колодками, которыми уставшие яхтсмены бодро стучат по кафельному полу) оставило смешанное впечатление. Дальше в гору – ресторан. Места заказаны, нам указывают куда, спросив с какой мы лодки. Ужин действительно был чудесным, по-моему, все ужины были хороши, каждый имел свои отличия. А этот, наверное, имел привкус пройденного за неделю пути и оттенок грусти окончания плавания. Шикарный ужин. Видимо этот длинный день, который начался с утра в Чифлике, купания, продолжился встречей с людьми с Орки, и завершился здесь был такой, что от него я вырубился сразу, как только оказался на нашем боте в постели. Спим…