8.05.09 — День 7. Екинчик-Мармарис.
Утро. Спим. Утро. Последний день начинается. Я ждал от него чего-то обыденного: переход в Мармарис, сдача лодки…. Но, оказалось, что это был неповторимый день! Он только начался, но уже заявил о своей необычности тем, что мы отправились на прогулку по жаркой турецкой просёлочной дороге. Вокруг лето, синева залива и зелень гор. Спустившись к морю, попадаем на пустынный пляж. Море теплее, чем вчера – градусов 20. Наплававшись, возвращаемся. Потом завтракаем. Всё, готовы к выходу. Уходим почти последние. Время поджимает – нам сдавать лодку в 18:00, а ещё надо топливо залить.
Отваливаем в 12:40. Идём под мотором. По моим расчётам времени в обрез. Выходим из залива. Хороший бриз до 20 узлов, но, как обычно с северо-западного направления, т.е. встречный. Ставим паруса. Под парусом в бейдевинд скорость около 3 узлов, но надо идти галсами. Под мотором против ветра не более 2,5. Какое-то время идём под парусом. Я перепроверяю расчёты – мы опаздываем. Поздновато вышли. Включаем двигатель, но всё равно против ветра и разогнанной им хорошей волны яхта идёт медленно. Наконец, ещё раз пересчитав ожидаемое время прибытия, становится понятно, что так мы не успеем. Убираем паруса все – меньше сопротивления. Двигатель на максимальные обороты. Скорость около 3 узлов, но зато по прямой. Уточняю курсы, чтобы максимально сократить расстояние. Идём. Раздуло приличную волну, яхта тяжело шлёпается с гребня вниз. Чуть изменил курс, чтобы пересекать волны под углом. Автопилот рулит. Идём. В 15:00 снова пересчитал время прибытия – вроде успеваем. Теперь самое главное – это манёвры в марине Мармариса. Зайдя в Нетсель-марину, надо взять левее, причалить у заправки и пополнить бак – мы должны вернуть лодку с полным баком солярки, как взяли. Затем правее к понтону G и самое сложное заход на своё место с обратной стороны понтона. На подходе к Мармарису судоходство сильно оживляется, в проливах на входе в мармарисский лиман приходится внимательно следить за другими судами, в основном – это яхты и гулеты. Подходим к марине. Я внутренне собрался. Входим в порт. Ошибка: не запросил по радио разрешения на вход, но ничего страшного. Приготовились к швартовке правым бортом. Хотел пришвартоваться способом из английской книжки (с центральным шпрингом). Но, на берегу меня не поняли и пришвартовались как обычно. Заправились – всего 42 литра истрачено за неделю. Весь топливный танк вмещает 150 литров. Израсходовали менее 30%. У заправки толчея. Покружив, аккуратно выруливаем и направляемся к понтону G. Где-то посередине марины нас встречает харбор-мастер на моторке. Сопровождает нас, обгоняет и сообщает в нашей фирме Юксель о нашем подходе – принимайте. Подходим к понтону G. Узким проходом входим в небольшую акваторию за понтоном. Встречающий сотрудник говорит нам, что надо развернуться. Места совсем мало, но он уверенно говорит, что этого достаточно. Разворачиваюсь. Харбор-мастер помогает, толкая нос яхты надувным носом свое моторки. Теперь мы стоим кормой по направлению к нашему месту. Начинаю двигаться назад, одновременно заворачивая в узкую щель между пришвартованными лодками. Бросаем швартовый конец помощнику на берегу. Ещё немного и всё. Зашли. Даже на удивление гладко получилось. Нас швартуют. Всё. Время почти 18:00, прошли за день 18 миль. Пиво закончилось! Срочно купить. По банке. Сдача лодки. Показал, что знаю из недостатков. За потерянные фендерсы и швабру платить не надо – покрыла невозвращаемая страховка. Теперь точно всё – лодка сдана, плаванье закончилось.
Ужинать решаем на лодке. Приготовим сами. Немного жаль этого временного дома, начали к нему привыкать. Я, с удивлением, понимаю, что недели не хватило, хотя раньше к концу семидневки уже хочется домой. Вот это здорово! Встречаем моих знакомых – они тоже только, что пришли. Вечер прошёл у них в гостях. Попили, поболтали о том, о сём, конечно, в первую очередь, о прошедшем плавании. Уже в весёлом состоянии посмотрели салют – мы думали, что он в честь Дня Победы, но немцы на соседней лодке этого не поняли. Кто-то запустил красную ракету из аварийного снабжения. Потом пошли в кафе, в кальянную, пришли домой с бутылкой виски. И долго-долго очень-очень душевно разговаривали… Сон взял своё….А завтра утро, ещё одно утро на лодке. Нам разрешили поспать до одиннадцати, что мы с удовольствием и сделали. Всё, поход закончился. Мы на берегу, с нами тонны хороших воспоминаний. Это было СУПЕР!!!
……………………………………………………….
Чего бы сделать в будущем, чтобы было ещё лучше:
— больше стоять на якоре в уединённых бухтах;
— больше готовить на борту;
— можно планировать немного более длинные переходы;
— разнообразить береговую программу (ходить — смотреть).
Приложение 1.
Check-in list
- Корпус и палубное оборудование.
- палуба на наличие сколов, трещин
- кокпит – покрытие, стол, рундуки, съёмное кормовое ограждение
- надводные борта на наличие сколов, трещин
- иллюминаторы – наружный осмотр
- транец, трап, площадка для купания
- леерное ограждение
- утки, поручни, стропы для пристёгивания карабинов сбруи
- состояние лебёдок, работа на обоих скоростях, наличие ручек
- состояние джаммеров и их работа, наличие надписей заведённых снастей
- состояние бимини, защиты от брызг
- Такелаж.
- мачта, гик – визуальное состояние
- ванты – места крепления, шпонки, состояние тросов, целостность стренг, запасная
- натяжение и проводка – ахтерштаг, бакштаг
- закрутка генуи — осмотр
- проводка: фала, линии закрутки, шкотов генуи, регулировка шкотовых кареток
- рангоут и такелаж для спинакера (если спинакера нет — беглый осмотр)
- проводка топенанта и грота фала
- проводка и работа оттяжки гика
- проводка и работа гика-шкота
- проводка и работа каретки гика-шкота
- система рифления, проводка риф-шкентелей, кренгельсы, lazy-jack или закрутка
- система натяжения нижней шкаторины грота
- флагшток, кормовой флаг и вымпелы на краспице
- Паруса (при возможности по погодным условиям)
- Развёртывание генуи – осмотр швов, мест крепления, контроль работы закрутки
- Постановка грота – осмотр швов, мест крепления, контроль плавности хода, ликпаз
- Рулевое управление
- визуальное состояние, прокрутка
- наличие метки среднего положения, количество оборотов вправо, влево от метки
- переключение на автопилот
- подача питания автопилота на щитке
- включение автопилота проверка отработки изменения курса рулём
- отключение автопилота
- наличие и место установки аварийного румпеля
- Якорное устройство
- фиксация якоря в транспортном положении
- осмотр цепи в ящике, фиксация конца, длинна цепи, наличие меток (через сколько)
- рукоятка лебёдки, работа вручную, отдача якоря
- ключ подачи напряжения на лебёдку
- включение (кратковременное)
- наличие пульта ДУ, где включается, работа
- Линь и буй для якоря
- Кормовой якорь – наличие и комплектация (если есть)
- Электрооборудование
- Главные ключи — питание, стартер, якорная лебёдка
- Контроль зарядки батарей, количество батарей и приборов контроля, пользование
- Электрощит – осмотр, опробование подачи питания на отдельные системы
- Предохранители – установка, наличие запасных
- Расположение розеток 220 V
- Работа освещения внутри
- Работа навигационных огней, визуальный осмотр
- Работа холодильника
- Работа подогрева воды
- Внутренний осмотр
- Отделка помещения – визуальный осмотр на наличие повреждений
- Иллюминаторы и люки – плотность закрытия (закрыть всё)
- Закрытие выхода в кокпит
- Трюм – осмотр под пайолами, откачать воду
- Краны – охлаждение двигателя, забор воды, гальюн
- Работа гальюна – наличие фекального танка и откачка, работа душа
- Газовая плита – кран подачи газа (закрыт), сигнализатор утечки (в работе)
- Баллон с газом – наполнение (вес), кран баллона, запасной баллон
- Рундуки – внутренний осмотр, фиксация дверей, крышек
- Спальные места, постельное бельё, подушки, одеяла, полотенца
- Наличие посуды, приборов, аптечки, запчасти, инструмент, спички, прищепки
- Контроль уровня воды в водяном танке (количество танков и переключение)
- Двигатель
- Осмотр визуальный
- Наличие подтёков воды или масла на поддоне
- Уровень охлаждающей жидкости
- Уровень масла
- Натяжение ремня генератора
- Контроль уровня топлива в топливном танке (количество танков и переключение)
- Вентиль подачи топлива и фильтр грубой очистки
- Контроль открытия вентилей системы охлаждения забортной водой
- Проверка переключения передач и ход ручки управления двигателем
- Осмотр приборной панели
- Пробный пуск и контроль выхлопа (контроль системы охлаждения)
- Состояние контрольных ламп на приборной панели
- Наличие инструкции
- Наличие запасных частей, инструмента, расходных жидкостей
- Выяснить оптимум и максимум оборотов
- Выяснить направление вращения винта
- Выяснить расход топлива и ёмкость танка
- Выяснить положение рукоятки во время сейлинга
- Навигационное оборудование
- Карты района плавания и их масштаб, пайлот-бук, таблицы приливов и пр.
- Навигационный инструментарий (линейка, циркуль, карандаши, ластик)
- Бинокль, компас-пеленгатор
- Главный компас – визуальный осмотр, таблица девиации
- Лаг – включение и осмотр
- Анемометр и windex – оценка показаний силы и направления ветра
- Эхолот – оценка показаний глубины, место установки датчика, мин.глубина
- Свинцовый лот – наличие, контроль эхолота
- Инструкции на лаг, анемометр, windex, лот
- GPS и chartplotter – включение и опробование, наличие инструкции
- VHF – включение, наличие инструкции, позывной, текст аварийного сообщения
- Лампа красного света штурманского стола
- Иное навигационное оборудование (радар, средства связи, navtex…)
- Аварийное оборудование
- Спасательные жилеты – количество, размер, примерить и разобрать на всех
- Страховочная сбруя
- Огнетушители – срок поверки, количество
- Фальшфееры, ракеты красные, оранжевый дым
- Кошма при плите
- Электрическая помпа – включение
- Ручная помпа – расположение, наличие ручки, опробование
- Спасательные круги – закреплённый к борту и в связке с буем
- Ручные фонари
- Иное спасательное оборудование (плот, EPIRB)
- Динги
- Визуальный осмотр
- Надёжность крепления
- Вёсла
- Осмотр двигателя, его крепление, опробование
- Топливо и масло для двигателя
- Прочее снабжение
- Наличие и достаточность кранцев
- Наличие, состояние и достаточность швартовых концов
- Наличие фигур – чёрный шар, чёрный конус
- Вёдра (с концами)
- Багор
- Швабра
- Трап
- Электрический кабель
- Шланг для заправки водой
Приложение 2.
Ежедневно к дневному переходу
- Составить план перехода, подготовить карты и GPS
- Получить метеопрогноз
- Брифинг
- Проверка двигателя
- Уровень масла
- Уровень охлаждающей жидкости
- Наличие утечек топлива, масла, охлаждающей жидкости
- Натяжение ремня генератора
- Уровень топлива
- Убрать электрический кабель, шланг для воды
- Убрать с релингов одежду и т.п.
- Выбросить мусор
- Закрыть все иллюминаторы
- Проверить закрытие вентиля подачи газа
- Команда экипажу подготовиться к отходу
- Определить способ отхода с учётом ветра и течения
- Подготовить швартовые (оставить нужные, слипы и т.д.)
- Подготовить якорь к подъёму
- Проверить правильность расположения кранцев
- Убрать трап
- Отсутствие в воде концов, предметов, людей
- Двигатель на прогрев, индикаторы, сброс воды
- Инструктаж экипажу по порядку отхода
- Повторно проконтролировать воду у винта и по носу
- Запись в журнал, отход