Это пожалуй одни из самых острых впечатлений..по мотивам как не нужно делать, пренебрегая здравым смыслом и Хорошей морской практикой…
День третий. Бозук-Кале — Книдос.
Утро. Ветер успокоился с рассветом. На небе тучи. Одна – на юге, другая – на северо-востоке. Рассвет недобро переливается на тучах. «Небо красное – моряку опасное», сказал отец. Я попросил «не каркать», он повторил, я тоже. Завтрак. Выход в 8:10. Задача: пройти проливом между греческими о.Сими и о.Нимос и дойти до Книдоса. Идём. Ну, как обычно, здесь ветер есть. Идём галсами, что «съело» много времени от расчётного. Свежо, грот, как и в прошлый раз, ставили сразу на один риф!
Кстати, здесь тоже два рифа на гроте, также как было на Баварии 34 весной, но чтобы отдать или взять рифы нужно выходить к мачте, где на утку закреплён топенант, а там его заботливо провели в кокпит, поэтому невсегда безопасный в плохую погоду поход к мачте был не нужен вообще.
Я ползу к вантам и меняю турецкий флаг на греческий. Мы в Греции! Вообще, яхта имеет в качестве порта приписки Вену и, соответственно, ходит под кормовым австрийским флагом, но «флаг куртуазности» на вантах надо менять. Кстати, рядом развевается наш российский триколор – вожу с собой постоянно. Остров Сими, говорят, классное место, которое особенно нравится англичанам, что вообще индикатор хороших мест, взять хоть Мармарис, хоть Тенерифе, наконец. Но шенгена то у нас нет. Говорят: ерунда, можно и так зайти. Говорят: каждое судно может зайти в любой порт пополнить запасы на срок до двух суток. May be. But… нам в Книдос, однако. Ещё далеко идти. Да, и верно, по-моему сказано, что нехорошо нарушать законы страны, куда ты пришёл гостем, прямо на входе – какое можно к себе требовать после этого уважение? Но возможно, всё действительно проще…
В проливе между островами Сими и Нимос дует здорово (сквозняк), но волн нет, т.к. прикрыты мы берегом. Убрали паруса и пошли узким и мелким проливом. Вперёдсмотрящий на носу. Минимальная глубина 3,8 м. Наша осадка = 1,8 м. Какие-то чёрные объекты на дне. То ли камни, то ли что… На экране навигатора в половину ширины проливчика очерчено пунктиром и неприветливо подписанно – «obstruction» — (?!). О, GPS врёт! Не понял только,
Проползли проливчиком. Кстати выигрыш во времени условный, т.к. мелководье преодолевали потихоньку (скорость до полутора узлов сбрасывали). Два островка на выходе. Идём. Что за хрень? Глубина падает 40, 30, 20м… При показаниях 18 метров я круто повернул на запад, похоже, тут мель у восточного островка. Всё вышли. А тут ветер. Тут волна. Впереди открытая вода до Датчи – миль пять. Там, на противоположном берегу ложбина из гор, вот оттуда и дует, а в подтверждение этого постоянного метеоявления поставили там штук десять ветрогенераторов, стоят (видно) и на карте есть. Вот в компот попали! Толчея волн. Давай к берегу! Идём…идём…Ветер баллов пять, в принципе ничего военного, но всё равно с непривычки, да после того как отвыкнешь…Ну вот и полегче стало.что это: карта крупного масштаба кривая или все карты такие. Я иду по проливу, а на GPS-е я альпинизмом занимаюсь – ползу по горам! Кстати, ЖПС в кокпите, прямо перед глазами. Нравится? А я статью читал в журнале на тему, что если смотреть только на экран GPS, то быть тебе на мели. Но, всё равно, удобно, просто, по-моему, не надо переоценивать точность … особенно точность карт – они кривые похоже. Пишут, что профессиональные точнее, но значительно дороже.
Кстати, экранчик анемометра здесь стоит с края кокпита прямо по левую руку рулевого. Поэтому, при крене на левый борт, чтобы посмотреть скорость ветра приходится наклоняться вниз в сторону крена да ещё откидываться назад. Если учесть динамику качки, то очень неудобно, и даже более того, по-моему есть реальная опасность потерять равновесие и попробовать улететь через левый борт.
Итак, куда идти? Вот она Датча, рядом, но нам же в Книдос! А если до темна не успеем. Я же в темноте не ходил ещё. Но, надо сказать чешется мне ночью попробовать. Если честно, заранее ставил себе целью, в качестве постепенного усложнения, в этом походе попробовать управление ночью. Практика есть, а теорию специально подтянул перед отпуском – готовился, в том числе морально. Тут расклад примерно такой. До Датчи прямо на север миль пять, то есть чуть более часа хода. Ещё довольно мало времени, да и неохота в Датчу, т.к. кроме инфраструктуры там ничего интересного согласно пайлот-буку нет. А до Книдоса миль 15 на запад. Это уже дистанция и по расчётам выходит, что, видимо, не успеваем засветло, хотя когда станет совсем темно не ясно – не успели заметить вчера. По пути к Книдосу есть одно, обозначенное в лоции место захода – Паламут – после двух третей пути. Если чего можно туда, правда заход в него очень мелкий (2 метра), как написано в книге, и марина очень тесная. Ну да ладно (самонадеянно подумал я). Идём в Книдос.
Книдос давно манил меня. Это точка на самом западе полуострва Датча. Мыс Крио. Старинный маяк. Развалины древнего дорийского города. Как читал в журнале, редко где можно подойти на яхте так близко к древним руинам. За ним уже другой мир – просторный залив Гёкова (в античности залив Керамос), где много чего интересного, через него — Бодрум. Греческие острова Додеканесского архипелага. Это уже более открытое море, а самое главное оно более открыто для преобладающих северо-западных и западных ветров.
Идём под парусом в полный бейдевинд. Идём узлов пять, скорость падает до четырёх и мы постепенно уваливаемся к югу до более полных курсов, почти до галфинда – ради скорости. Но так мы идём значительно дальше к югу, чем нам нужно с точки зрения минимизации расстояния. Я в голове постоянно прокручиваю задачку из третьего класса: время = расстояние делить на скорость. Ну вроде как к 17 часам придём. Прошло часа полтора. Нет, к 17:30 может быть успеем…
У нас появились спутники. Пара яхт на попутных курсах и пара на встречных. Да и большие суда тут ходят – оживлённый довольно маршрут. Вот проходим Паламут – островок, а за ним должна быть маленькая рыбацкая гавань. Ещё можно пройти до него мили две и встать, а до Книдоса миль пять не менее. Смеркается. Моральная подготовка к ночному переходу сказывается. Идём в Книдос. Смотрю нас догоняет яхта, идёт значительно быстрее под мотором. Ладно, хватит парусить, паруса убираем, врубаем движок. Около пяти часов пополудни. Солнце село за один из греческих островов на западе. На море наверное сумерки дольше, всё же открытое пространство? Вспоминаю, как быстро темнеет в южных широтах, наиболее остро воспринималось в Таиланде. Одеваем спасательные жилеты – ночью если, не дай Бог, человека гораздо дольше искать за бортом будешь. Включаю навигационные огни – они чуть добавляют позитива к суровой картине погружающегося в ночь моря, свистящего навстречу ветра, неизвестности незнакомой гавани. Яхта сзади догоняет нас и ложится на курс к греческим островам. Её скорость больше и вскоре она у нас на траверзе метрах в двустах. Мы приветственно помахали рукой, нам ответили. Но…Что за название на борту? Вот чудо! «Чайка»! Точно, российская яхта, и флаг наш. Редчайший случай, между прочим, встретить соотечественников здесь на «нашей» лодке. Приятно однако. Обладая большей скоростью Чайка уходит уже в сумерках тоже включив навигационные огни.
Уже очевидно, что заходить придётся в темноте. Я на десятый раз просматриваю карты на GPS в разных масштабах. Раза три спускаюсь в салон, к картам на штурманском столе, перечитываю главу «прибытие» в лоции, там же смотрю планы входа. Отдельно, в качестве ориентиров дублирующих GPS, измеряю пеленг на маяк, мигающий на противоположном греческом острове. Хороший ориентир также сама скала мыса Крио – высокая и острая – гавань правее её и левее высокого берега – на узком перешейке. Кстати, между этими двумя высотами, как обычно, сильно дует, естественно прямо в морду. Стараюсь сложить в голове целостную картину, понимая, что потом карты смотреть будет некогда.
В чём сложность? Мы заходим в античную гавань, которая имеет на входе два волнолома. Левый волнолом целый, только один-два камня на его конце уже ушли под воду представляя опасность. Правый же волнолом, совершенно разрушился за полтора своих тысячелетия и представляет из себя цепь огромных подводных камней. Проход, судя по описанию, около 80 метров, но ориентиров совершенно нет! То есть на концах волноломов ни огней ни знаков – совершенно необорудованныя гавань. Даже странно для такого раскрученного туристического места, говорят и пишут, что в сезон здесь негде встать. Весь вопрос в том, как попасть в этот проход между волноломами, а там в гавани посмотрим. Я наметил такой план. Поскольку правый «подводный» не видно, то его надо больше опасаться. Левый должно быть видно над водой, но то днём, а ночью естественно нет. Но выхода нет, думаю, кроме как идти ориентируясь на конец видимого волнолома. Высматривать его в темноте используя имеющуюся фару-искатель. При этом иметь в виду, что на его конце есть один два подводных камня – его уже разрушившееся окончание.
Идём на моторе. По расчётам, по навигатору, по всему осталось минут пятнадцать. Новолуние. Силуэты гор лишь слегка вырисовываются на фоне ночного неба. Впереди, что-то светится, но для ориентирования этот свет ничего не даёт, т.к. неизвестно что это, как потом оказалось — ресторанчик. Уже достали наш прожектор, для него есть специальный разъём на панели управления двигателем, но шнур коротковат – даже до мачты не достаёт. Видно с ним плохо, т.к. луч скользит по волнам в темноте и пропадает в ночи, совершенно не давая представление о том, на какое расстояние он светит, как далеко мы с его помощью видим? Да ещё шнур короткий, буть он неладен. Шарим по волнам, всматриваемся в ночь. Если луч попадает на белый пластиковый корпус лодки или на парус, мачту, то яркие блики сразу же ослепляют на несколько секунд. Снизил скорость узлов до двух-одного. Низкую скорость поддерживать трудновато из-за сильного встречного ветра. Сбросил лишнего газа и скорость падает до нуля. Идём…Вдруг…Вот он! Прямо по курсу!!! Метрах в двадцати впереди прожектор выхватил из темноты большие жёлтые глыбы волнолома. «Вот он, волнолом!», заорал я, «Свети на него!». Резко положив руль на правый борт, я начал разворот. Яхта развернулась метрах в пяти-шести от камней. В луче фары-искателя промелькнуло окончание волнолома и даже удалось увидеть подводный камень на его конце. Всё мы уходим. Собираемся. Разворачиваемся. Скорость около 2-х узлов. Стараюсь держать на окончание волнолома, при подходе начинаю забирать правее. Светим левее по курсу. Вот! Видим. В зрительном, так сказать, контакте. Осторожно проходим окончание. Вижу в воде, метрах в пяти по левому борту подводный валун. Всё! Мы в гавани.
Так. Что дальше. Судя по лоции здесь есть пристань. На якоре неохота стоять на таком ветру. Идём осторожно. О! Нам машут фонарём с берега! Ну, так уже легче…Подходим, на пристани двое нас встречают. Подхожу ближе и спрашиваю можно ли встать along side. Получив утвердительный ответ, отходим и начинаем вывешивать фендерсы на левый борт, да на него же крепить швартовые. Готовы. Подхожу под углом около 30 градусов, «целясь» во встречающего нас человека. Двигатель на неитралку, когда от носа до пристани остаётся метра два, даю в право и лодка, как ей и положено, поворачивается воокруг своего узкого киля, как воокруг центральной оси. Теперь наш левый борт паралеллен пристани и по-инерции мы тихонечко к ней приближаемся. Швартовые бросаем встречающим. Всё!!! Теперь совсем всё…Экстримально получилось… даже не верится….Пожалуй, это самое сильное моё ощущение после шторма в Атлантике.
— Вы откуда?
— Из России.
— Да нет, сейчас откуда?
— Из Мармариса.
— Ааа…
— Ресторан работает?
— Да.
— Мы минут через 20.
— Ок.
Немного слов, но всё понятно. Здесь есть пост жандармерии (охраняют древности или границу?), похоже эти ребята и были жандармами, а одновременно и местными рестораторами. По-крайней мере, позднее, на кухне, я видел «зелёные береты». Чёрт знает, принято у них жандармам подрабатывать так? Да и ресторан, по их словам работает круглый год. Кому ещё надо тут торчать. Мы одни в тёмной гавани.
Ветер дует здорово. Здесь как раз рельеф типа «аэродинамическая труба», да и по описаниям лоции мыс Крио – один из самых ветренных на побережье. Хочу спать спокойно, поэтому проверяю швартовые, и завожу ещё шпринги. Носовой швартовый закрепили слишком близко и я завёл ещё один дальше по носу, чтобы крепче держал от смещения назад от ветра.
Пьём пиво. Пройдено около сорока миль.
Идем в ресторан. Как здорово здесь сидеть на веранде за полиэтиленовой плёнкой, бурчит телевизор, светло и не дует. На кухне только рыба. Заказали сибас или дорадо (не помню). Всяких закусок (мезэ) и виски. Вина сегодня будет недостаточно. Классный такой ужин после сложного и длинного перехода, напряжённых моментов входа и швартовки. Здорово расслабляться со стаканчиком вискарика в руке, когда это всё позади. Чуть позже пришла моторная яхта. Я сходил на пристань помог пришвартоваться. Пришли турки. Ещё посидели и… в люлю. Спим.