Структурированные советы из книги опытного моряка, капитана, человека имеющего большой практический опыт разбора причин морских катастроф и столкновений. Многие адвайсы интуитивно понятны настолько, что, прочитав, можно воскликнуть: «Конечно! Я точно так же думаю!».
Опасность | Хорошая морская практика |
1. Недопонимание | Будь понятен, не путай и не пугай другого – в таком состоянии он непредсказуем |
2. Недооценка наблюдения и бдительности | Должно быть постоянное наблюдение. Вперёдсмотрящий, который не отвлекается от наблюдения. Должное наблюдение ничем не может быть отодвинуто на второй план. Взятие пеленгов, прокладка курса. |
3. Отвлечение судоводителя от наблюдения и управления судном | Работа с картами, журналами, радиообмен и т.п. не должны отвлекать от главной задачи – наблюдения и управления судном. Если для выполнения этих задач, судоводителю требуется помощь - он должен потребовать её. |
4. Неоптимальное расположение вперёдсмотрящего | Вперёдсмотрящий располагается, как правило, на баке. В условиях открытого моря, тяжёлых погодных условиях более оптимальным может быть расположение рядом с судоводителем[i]. |
5. Неиспользование радиотелефонной связи | Не использовать УКВ, как средства информирования о намерениях и выяснения намерений другого судна, не обосновано. |
6. Непонимание при радиообмене | Избегать и учитывать ошибки из-за нечёткости формулировок, языкового барьера. Радиосвязь не заменяет действий по Правилам, подачи световых и звуковых сигналов, визуального и слухового наблюдения. |
7. Сближение в открытом море | Столкновение в открытом море не может быть оправдано. Должны быть предприняты заблаговременные действия во избежание риска черезмерного сближения. |
8. Полагаться на «морской глаз» при определении курса и скорости другого судна | Прокладка курса и скорости расходящегося судна, в том числе радиолакационная – однозначное понимание его элементов движения и определение дистанции расхождения |
9. Чрезмерное сближение при расхождении на остром курсе | Уступая судну справа, не доводи до чрезмерного сближения: отверни вправо – покажи красный огонь |
10. Столкновение при близком встречном расхождении «красный к красному» | Учитывать возможность ошибки отличия ситуации встречного расхождения от опасного пересечения на острах курсах, когда небольшой подворот вправо для увеличения дистанции расхождения, приведёт к сближению в лоб. [ii] |
11. Неопределённость при встречном расхождении «зелёный к зелёному» | Опасность неоднозначности действий при ошибке оценки расстояния расхождения. Спасительный путь вправо отрезан. |
12. Поворот влево при расхождении | 7 раз подумай прежде чем повернуть влево в ситуации пересечения курсов и встречного расхождения. Большую часть вины за столкновение возложат на повернувшего влево. |
13. Черезмерное сближение с обгоняющим судном. | Требование Правил о сохранении курса при обгоне действует только при сближении на дистанцию с опасностью столкновения. Обгоняемый должен тоже действовать чтобы избегать черезмерного сближения.[iii] |
14. Необходимость уступать дорогу обгоняющему справа. | Избегать сближения с обгоняющим справа. После обгона он может посчитать себя привелигированном судном[iv]. Безопасно – решительный отворот влево. |
15. Принять догоняющее судно за обгоняющее | Не всякое догоняющее судно – обгоняющее. Судно, догоняющее с курсовых углов не значительно позади траверза, может видеть Ваш зелёный огонь. [v] |
16. Длительное сближение при обгоне | Снижение скорости обгоняемым на близкой дистанции – неоцененная мореходами возможность. |
17. Близкое расхождение | Нет возможности исправить ситуацию. Основная цель – избежать черезмерного сближения. Или снизить скорость. |
18. Вынуждать уступить дорогу | Не оправдан ни один маневр преднамеренно направленный на вынуждение другого судна уступить дорогу. |
19. Расхождение в узости | Дистанция расхождения небольшая. Чтобы снизить опасность нужно планировать расхождение так чтобы оно не приходилось на самые опасные участки, важно правильное взаимопонимание – подача сигналов. |
20. Пересечение курсов в канале. | При встречном движении судна в Вашей полосе движения в канале – действовать в соответствии с правилами расхождения. [vi] |
21. Несвоевременное снятие с якоря | Ожидается, что стоящие на якоре суда благоразумно снимаются с якоря не создавая помех судам на ходу. Не обманывайте ожиданий других. При маневрах вблизи стоящих на якоре имейте запас дистанции и наблюдайте за действиями других.[vii] |
22. Неправильная демонстрация якорного шара | При столкновении судно стоящее на якоре с чёрным шаром, как правило, право. От такого судна ожидают соответствующего поведения. Якорь встал на грунте при подъёме - сразу спустить шар – вы уже на ходу. |
23. Поведение в районе лоцманских станций. | В таких местах суда стараются подойти к лоцманскому судну. Даже от «привелегированных» судов можно ожидать замедления скорости и изменения курса. |
[i] Расположение вперёдсмотрящего должно выбираться с учётом возможности им раннего обнаружения как других судов, так и мелких плавсредств, плавающих предметов – преимущество размещения на баке. В то-же время, размещение рядом с судоводителем позволяет лучше вести контроль за вперёдсмотрящим, лучше взаимопонимание, нет нужды в отвлекающей телефонной связи. Во всех случаях, необходим инструктаж вперёдсмотрящего.
[ii] Безопасно решительно отвернуть вправо приведя другое судно на свой траверз, позазав красный огонь.
[iii] ХМП: если Вас обгоняют справа – решительно отвернуть влево.
[iv] Если судно Вас обогнало справа и подвернуло влево, оно может стать судном на пересекающимся курсе которому Вы должны уступать дорогу. Вы будете в неоднозначном положении: если продолжаете считать себя обгоняемым – должны сохранять курс и скорость, если считаете, что Вы в ситуации пересечения курсов – должны уступить дорогу судну справа.
[v] Видя зелёный огонь, оно ждёт, что ему уступят дорогу, а Вы, считая, что Вас обгоняют, будете думать, что имеете преимущество в движении и должны сохранять курс и скорость. При угле сходящихся курсов менее 45о – обгон; более 45о – ситуация на пересекающихся курсах; граница 45о – возможность неоднозначной оценки разными судами.
[vi] Его вина за выход на левую сторону, но Вы обязаны действовать для избежания столкновения.
[vii] Будте готовы, что если другое судно неожидано начнёт движение, то оно может создать помеху и даже стать превелегированным по отношению к Вам.