Продолжая делится негативным опытом… на этот раз как простая ситуация при постановке на якорь из-за ряда ошибок едва не закончилась «кораблекрушением»…
В начале дня ветер в проливе между Корсикой и Сардинией усилился до 25 узлов. Яхта летела на попутных волнах в бакштаг. Мы видели скорость в режиме серфинга с волны 9 узлов! Я даже не знал, что эта лодка способна на такое. Это был абсолютный рекорд за два года нашего хождения на ней. Когда средняя скорость перевалила за 8, и я понял, что управляемость снизилась, было решено взять рифы.
К Сардинии мы уже подлетали со скоростью в 6 узлов на небольшом уголке одной генуи, которая, кстати, лопнула в двух местах по живому и дорвалась в местах, бывших ранее надрывов на ткани УФ защиты, пришитой вдоль задней шкаторины. Полностью подтвердился диагноз парусного мастера, отказавшегося зимой ремонтировать этот парус, сказав, что он требует замены.
По мере того, как Сардиния защищала нас с запада, ветер и, особенно, волны уменьшались. Около полудня Куанда пришла в бухту порта Палау.
При постановке на якорь, произошёл самый серьёзный в моей практике инцидент. Посчитав, что мы встали слишком близко к другой яхте, я решил переставиться. Якорь был поднят, но буйреп с томбуем, который был привязан к якорю, из воды не подняли. Имея небольшой ход вперёд под мотором, яхта намотала на винт 6-миллиметровый трос буйрепа и, с заглохшим двигателем, начала дрейфовать при 15-20-ти узловом ветре на гранитные камни бухты Палау.
Это я понял немного позже, а в этот самый трудный момент, мотор просто заглох. Я попробовал его запустить, но на нажатие кнопки СТАРТ он отзывался лишь жужжанием стартера, двигатель не запускался. Яхту сносило на другую лодку, стоящую на якоре сподветра. «Бросай якорь, бросая якорь снова!!!» — заорал я Наташе, которая, ничего не понимая стояла на баке с пультом якорной лебёдки в руках (скорее всего, она подумала, что якорь застрял на дне — недовыбранная цепь была туго натянута брашпилем). Бросили снова якорь, но он не держал, т.к. буйреп, закреплённый к «голове» якоря, выдёргивал его лапу из грунта. Под углом, Куанда навалилась на другую яхту под немецким флагом. Женщина на пострадавшей посудине громко кричала: «Мерде! Мерде!! Мерде!!!». Она так часто причитала, что мне лично это действовало на нервы в этой, и так не простой, ситуации. Оттолкнувшись от немецкой яхты, мы продолжили свой убийственный дрейф на камни.
Глубина – 2 метра – это предел. Я ждал глухих ударов киля о дно. Но нам повезло. Во-первых, на такой маленькой глубине, якорь или вытравленная длинной петлёй цепь как-то зацепились за камни, а, во-вторых, подъехал местный маринеро. Сначала он пытался сказать, что здесь слишком мелко и нужно уходить, а я пытался объяснить ему, что наш двигатель аварийно остановился и просил помочь оттащив яхту на глубину. Он не соглашался, собирался звонить в капитанерию и полицию, а я просил его взять нас на буксир. Наконец, парень нехотя согласился, и мы были спасены. Отбуксировав нас на середину бухты, он отрезал, привязанный к якорю буйреп, который намотал на себя наш винт, и мы встали на якорь, для верности выпустив аж 30 метров цепи на глубине всего пять метров.
Затем, я очень долго нырял с ножом, пытаясь очистить винт. Столько я не купался за весь отпуск. Отрезав с трудом самые длинные концы, я позволил винту вращаться, но полностью распутать вал от троса смог только местный дайвер, который за 120 евро согласился принять участие в нашем деле. Расплатившись с дайвером и подарив бутылку амарро нашему спасителю, мы налили по стакану Куба-либре, был уже вечер. Вечер трудного и нервного дня.
Из очевидных для себя выводов из ситуации:
- Перестал пользоваться томбуем — вред превышает пользу. Если и привяжу теперь когда-нибудь, то только в местах где реально можно засадить якорь в каменную щель. Длину буйрепа нужно постоянно регулировать по ожидаемой глубине постановки на якорь; его могут также зацепить и другие лодки, например, ночью. И в завершение, говорят, что непривычные к использованию томбуя итальянцы могут принять его за муринг и, при швартовке к нему, выдернуть ваш якорь из грунта.
- Купил запасное якорное устройство какое у многих имеется. Теперь можно с кормы отдать второй якорь.
- Паруса! Кто мешал быстро поставить парус и двинуть вперёд?! С другой стороны, для манёвра было маловато места, возможно, что не получилось бы набрать скорость и …. всё закончилось бы быстрее))
P.S. К сожалению, не обошлось и без последствий для матчасти. Через 2 года этот буйреп ещё раз напомнил о себе дорогостоящим ремонтом сэйлдрайва >>>
Всем — 7 фт. под килем!!!
Понравилось? Лайк! Нам будет приятно, что это интересно! Комментируйте (ниже), если есть что сказать!