PORTUS — логистический мегатерминал античности

Автор: | 18.10.2019

Уже пару лет, наблюдаю с самолёта или на картах Googl правильный шестиугольный бассейн в окрестностях аэропорта Фьюминчино. На карте обозначено как Lago Trajano, т.е. Траяново озеро, что для здешних мест вполне себе ожидаемо. Расположен объект недалеко от места, где от Тибра отведён судоходный канал, который и сегодня служит для прохода из моря в русло реки в обход непостоянного и мелеющего устья. Что это и почему такое шестиугольное?

в окрестностях озера Траяна оказалось что-то антично-археологичное, слегка реставрированное и заросшее зеленью….
…лично до меня не доходит, зачем такая кладка…
колонны с металлической арматурой, много цемента, красного кирпича… строительный хай-тек начала нашей эры

Aх, вот оказывается что!! Столкнувшись с ограничением пропускной способности путей поставок продовольствия для Вечного Города, переживающего демографический бум, императоры начали заниматься развитием портов. В итоге, был создан, как бы мы сказали, крупнейший логистический узел древнего мира, который включал в себя: внешний рейд, внутренний бассейн, транспортные судоходные каналы и комплекс портовых сооружений: дамбы, набережные, склады, храмы, дворцы. 
Первоначально портовые сооружения были построены в развитие старого порта Остии, города теряющего связь с морем из-за изменения русла реки и мелей. Для коммуникации построили новую Via Flavia, по которой из порта можно было попасть в старую Остию, а затем по старой дороге в Рим. Но со временем, порт соединился с главным Городом Империи новой дорогой и сам превратился в город Pоrtus. Теперь ясно почему главная улица Фьюминчино называется Via Portuensa и что делает указатель местечка в нескольких километрах от берега с лаконичным в современной итальянской транскрипции названием — Porto)

Внешний рейд — порт Императора Клавдия, для строительства которого использовали естественный заливчик, был небезопасен при западных ветрах и постоянно мелел. При Императоре Траяне выкопан искусственный бассейн глубиной до 7 метров. Набережные этой гавани позволяли принимать грузы непосредственно с борта морских судов, перегружая товары в расположенные здесь же «магазины» — склады, а затем, на речных баржах, транспортируя их по каналу и, далее, вверх по Тибру к Риму.

Современная береговая линия ушла более чем на 3 км, море обмелело и по берегам, постоянно удлиннявшегося канала, возник городок Фьюминчино, а потом и крупнейший авиаузел — международный аэропорт Леонардо да Винчи.

Толпы туриков с чемоданами на колёсиках несутся из терминала в электричку, на автобус, берут такси и едут смотреть Вечный Город, оставляя это чудо света среди зарослей деревьев и камыша.

внутренняя прямоугольная гавань, или как их тут называют — Дарсена. Сказано, что скорее всего использовалась для отстоя речных грузовых барж, которыми товары через канал везли вверх по Тибру.
Небольшая низина — место водного пути — входа в шестиугольный внутренний бассейн порта. Main chanal, так сказать

Прошло ещё некоторое время и следующий император расширил и так огромный комплекс, построив новые склады — магазины Септимия Севера.. и это всё за много веков до появления логистики как отдельного ремесла…

И наконец, сам ГЕКСАГОН! — шестиугольник внутреннего бассейна порта, который сейчас называется просто Траяновым озером

Внутренний бассейн порта шестиугольной формы — гексагон. Когда-то здесь разгружались корабли с хлебом и другими припасами для Вечного Города.

Городу было отмеряно 500 лет , пока неумолимо отступающее море и, приходящие ему на смену, малярийные болота не изгнали последних жителей.

Всё же римляне не могли себе позволить не иметь нормального выхода в море… канал постоянно продлялся вслед за отступающей береговой линией, сегодня жизнь на нём продолжается… железнодорожное сообщение решило транспортные проблемы снабжения Города и канал остался в распоряжении рыбаков, парусников и прочих водкомоторников.

в Porto Canale Di Fiumicino.
ярды-пристани…непритязательные стоянки…последние 2000 лет здесь мало что меняется
Любимая весенняя забава, что-нибудь покрасить..
Каждый год с новым сезоном канал оживает, а в ноябре — декабре большинство местного флота поднимается на берег. Такой здесь Цикл Жизни.

Фьюминчино. Апрель 2016.

Подписывайся, почитаем вместе >>>

Понравилось? Лайк! Нам будет приятно, что это интересно!

Loading

больше Италии под парусом >>>

а Сицилия? >>>

Лацио — Компания. Лоция круизёра >>>

Понтийские острова под парусом. Руководство 2019>>>

Мальта >>>

Добавить комментарий