Книдос-Бодрум.

Автор: | 17.11.2009

День четвёртый. Книдос-Бодрум.

День начался с завтрака и осмотра руин. С утра посмотрел на вход в гавань, вспоминая как заходили вчера в темноте. Сначала сходили за античный порт в сторону маяка. До маяка оказалось как до Китая пешком и мы не пошли. Но зато я залез на гору, там где одиноко стояла турецкая наблюдательная вышка. На посту похоже никого не было. Никто не смотрел напряжённо через проливы в сторону греческих островов: «не крадётся ли супостат – нарушитель государственной границы (видимо, этот вопрос вообще там мало кого волнует…)». С горы вид на морские просторы. Посидел на камне минут 10 на ветру и полез вниз. Сверху, как на ладони открывается план раскопок Книдоса.

Яхта Темис в гавани Книдоса. Виден надводный волнолом.

Белая башня маяка, высотой 9 метров, поднимается на 104 метра над уровнем моря. Построили маяк на мысе Крио в III веке до н.э. Существующее здание маяка построено с участием французов в 1931 году.Потом пошли в эти самые руины. Под ногами куча черепков глиняных, справа фрагменты коллонады, впереди ступени лестницы, в общем чувствуешь себя не то древним мореплавателем не то расхитителем гробниц . Интересный глинянный водопровод – предки любили комфорт. Посидели на скамьях амфитеатра, полюбовавшись на стоящую в одиночестве посреди восточной гавани нашу яхту. Ну, сфоткались на память, ну чего ещё тут делать? Всё, возвращаемся на борт.

 

развалины Книдоса

Раньше мне ни разу не доводилось по развалинам ходить. В принципе, интересно было «в первый раз», тем более, что туристов нет вообще — особое восприятие всего вокруг. Горы лысые.  Море синее. Вдали острова. Ветер свистит.  Античный порт. Что-то первородное чувствуется. Ощущение какой-то девственной, древней, исконной переплетенницы человеческого и природного. Камни, холмы, горы, море, ветер. Но…природа всё же сильнее… По-крайней мере, тогда была… Кстати, город был разрушен пожаром. Техногенная, как сейчас говорят, катастрофа.

Античный порт. Военная гавань с остатками защитных стен на переднем плане и торговый порт за перешейком.

С обеда выходим в море. Курс на Бодрум. Были идеи пойти на восток по заливу Гёкова. Пляж Клеопатры и всё такое. У Хенкеля фотки юго-восточного угла залива очень живописно смотрятся. Но расчёт показывал, что это будет гонка со временем. Всё же вглубь залива более 40 миль! С учётом светового дня – это один переход. Следовательно, туда — обратно = два дня и весь световой день в море, а, следовательно, на береговую природу не пойдёшь смотреть. Так что, в Бодрум. Задача : 1) обогнуть мыс Крио; 2) пересечь залив Гёкова с юга на север.

В турецком альманахе, который раздают в офисе чартерной компании, есть статья про это место.Итак, огибаем м.Крио. Сфоткали маяк. Симпатичный. Старый. А сейчас просто мачту построят из металлоконструкций. Такой маяк притягивает. В нём какая-то магия.

Яхта Темис на траверзе Мыса Крио. Граница Эгейского и Средиземного морей.

Интересно, там сказано, что некоторые люди считают мыс реальной границей между Эгейским и Средиземным морем. А также то, что иногда воды у мыса могут быть отнюдь недружественными для яхт, направляющихся на север, огибая его, из-за сильного здесь ветра «мельтеми» в летнее время. Даже упомянуто о кораблекрушении 2007 года, когда на скалы мыса было выброшено судно, перевозившее цемент. Его ржавая корма до сих пор «украшает» здешний пейзаж и, конечно, она была немедленно зафиксирована во флэш-памяти наших фотоаппаратов. У Хенкеля тоже про мыс написано, что возможны резкие изменения ветра, загодя уменьшите площадь парусов, и всё такое в духе «будьте на стрёме».

Ну, мы не летом шли, когда ветра здесь самые-самые, а в ноябре, когда, согласно данных статистики, у Turkish cost – менее всего ветреных дней, и, вообще, типа тишь да гладь. Однако…нам хватило.

Не знаю, как там насчёт реальной границы, но на залив Гёкова я всегда раньше смотрел, как на большое пятно воды на карте. А раз воды много, то есть где разгуляться и ветру и волне. Ну, они и разгулялись. Не сразу. Идём под парусами. Мыс обогнули при ветре, но от волны он же нас и прикрывал. А вот как пошли поперёк залива, появилась волна. Дует хорошо. Баллов 5 (до 20-ти узлов). Приходится отклоняться к востоку, курс 30 градусов, а нужен – ноль. Яхта может идти острее к ветру, но хорошая волна заставляет относиться к себе уважительно. Если скатиться с неё под прямым углом, то нос, естественно, с грохотом пластикового таза зарывается в воду в ложбине между волн, летят потоки воды, падает скорость. Однозначно нонкомфортабельно. Так что, под углом их… под углом. В середине залива попробовали сменить галс, а то очень далеко отклоняемся на восток. Кроме того, чтобы подойти к греческому острову Кос и укрыться в его тени от волн, которые уже начали сильно доставать. Приходится отрабатывать волну, забирая на скатах ещё восточнее. Идём к Косу, курс почти строго на West. Ещё меняем галс к Бодруму. Ещё к Косу. Волнение и ветер слабеть не собираются. «Скорее бы пиво пить», помечтал отец, «тогда всё уже кончится». Я кручу в голове мысль: забить на поход в Бодрум, повернуть на восток и уйти по ветру в гавань на юге залива Гёкова, например, в Кормен. Но, в итоге, решаем по-другому. В том числе и потому, что чувствуем – засветло не успеваем, а заходить в бухту с неосвещённым входом неохота – хватило вчерашнего Книдоса. А в Бодруме всё же, в части навигации, будет проще.

Огни Бодрум — лимана.

Итак, убираем паруса, врубаем движок и идём на север. Но пока не прямо на Бодрум, т.к. мешает встречная волна – продолжаем несколько забирать к востоку. Я спустился в салон к карте, почитал пайлот-бук, продумал план подхода. Подошли ближе. Волны стихают. Видны маяки. Я, в который раз, смотрю, как входить: на карте, на GPS, в пайлот-буке. Кажется всё понятно. Видимые огни узнаваемы. Да и вход, в принципе, не сложный. Единственно, на фарватере есть мель (глубина 3,5 м) – хотя и больше моей осадки, но «от греха» обхожу. Впереди приветливо мигают зелёно-красные огни марины. Вызвал по радио «Милту Бодрум марину», справившись о наших габаритах, ответили: «заходить в главный порт и ждать пилота». Ну, главный порт – это, очевидно, их Милта — марина и есть. Идём. На подходе любуемся подсвеченным в темноте замком рыцарей Святого Петра. Отблесками огней на воде бодрумского лимана. Входим. Где пилот? Вот он! Встречает. «Good evеning. Follow me». Через 10 минут мы на месте у причальной стенки. Зарулил задним ходом в указанный промежуток между двумя большеватенькими  моторными яхтами. На одной из них, с борта держали «страховочный» фендерс. Но, я даже и не приблизился к тому, чтобы прокарябать в повороте углом нашей кормы их чудный, зеркально синего цвета, пластиковый борт. Мимо гуляют люди. Спокойно. Всё.

Бодрум мне понравился. Хорошая марина. Цивилизация. Можно задуматься, что лучше: здесь или в Нетсель, в Мармарисе. Правда и цены хорошие – за 2 ночи стоянки – 80 е.

Тут всё по-взрослому. Встречают с полицейским. Сразу записывают данные лодки, потом в офис оформляться. И даже (ужас!) пришлось нарушать традицию – пить пиво только вернувшись из офиса.

Ужинали в ресторанчике, рядом с набережной. Всё вкусно и вежливо. Хозяин, похоже, имел фишку – ассортимент вин. Мне понравилось.

Добавить комментарий